«Общество эволюционирует, и дизайн должен реагировать на эти изменения»
Колин Сеа, член жюри международного конкурса Eurasian Prize 2021 в эксклюзивном интервью про биофильный дизайн, эстетику и функциональность проектов, и немного о кино.
115 декабря 2021 года в Екатеринбурге будут названы победители 16-го сезона международного конкурса архитектуры и дизайна «Евразийская Премия». Проекты из 29 стран оценивает авторитетное жюри, в состав которого вошли признанные звезды в мире дизайна и архитектуры, среди которых директор и основатель Ministry of Design, дизайнер года по версии International Design Awards USA, Колин Сеа. Оргкомитет конкурса «Евразийская Премия» задал несколько вопросов одному из самых известных сингапурских дизайнеров.
— Одним из принципов MOD является избавление от условностей и переосмысление пространств. Каким стандартам и условностям вы бросаете вызов?
— В MOD мы стремимся оспаривать нормы, которые устарели и больше не актуальны. Мы считаем, что общество и культура постоянно эволюционируют, а дизайн должен реагировать на эти изменения. Могу привести пример, как это работает, в нашем проекте Citi Wealth Hub для Citibank в Сингапуре, мы бросили вызов представлению о роскоши и символам богатства. Мы использовали концепцию биофильного дизайна. Пышная зелень в интерьере символизирует бережное и ответственное отношение к природе и выводит на первый план идею о том, что главная ценность — это природа.
— Процесс создания проекта в вашей команде происходит только с помощью компьютерных технологий или карандаш с бумагой по-прежнему традиционные спутники?
— Чтобы иметь возможность общаться и настроить творческие трудовые процессы между тремя нашими офисами, а также работать удаленно из дома во время Covid, мы освоили множество технологий и новых платформ. И, конечно, у всех наших дизайнеров есть айпод для работы над эскизами, а идеями мы обмениваемся на таких платформах как Мiro.
— Существует мнение о том, что быть архитектором и дизайнером одновременно невозможно, как бы вы, как глава бюро, которое признано в архитектурном и дизайнерском сообществах, прокомментировали это?
— Я считаю, что черты и подходы к работе, которые формируют хорошего архитектора и дизайнера принципиально схожи и имеют много общего. Наш девиз в MOD — подвергать сомнению, будоражить и переосмысливать. Я думаю, этот подход применим во многих областях, начиная от проектирования и архитектуры, заканчивая дизайном интерьера и брендингом.
— Кем вы себя ощущаете больше: дизайнером или архитектором? В чем отличия профессий, на ваш взгляд?
— Я воспринимаю себя, в первую очередь, как креатора, создателя ярких впечатлений и в некотором смысле рассказчика удивительных историй. Я уже говорил, что вижу много общего между архитектором и дизайнером интерьеров. Однако, конечно, есть и ключевые различия, важнейшее из которых заключается в юридической ответственности, которую архитекторы берут на себя за наши проекты.
— Работа руководителя собственной студии, архитектора, дизайнера проектов, наверняка требует массу времени, как вы все успеваете?
— Я научился работать в команде и многое делегировать. В каких-то направлениях наши сотрудники более одарены, чем я, где-то — наоборот. Вместе мы дополняем друг друга. Но, быть владельцем бизнеса, и архитектором — это большая ответственность, связанная с необходимостью сохранения как финансовых ресурсов, так и творческих. Но я черпаю силы у величайшего создателя, у Бога!
— В одном из интервью вы рассказали, что в свободное время смотрите разные фильмы, наслаждаетесь природой и искусством. Можете вспомнить, какой впечатлил больше всего? Расскажите, обращаете ли вы внимание на дизайн интерьера внутри локаций фильма, что привлекает ваше внимание?
— Один из моих самых любимых фильмов «Повар, вор, его жена и ее любовник» Питера Гринуэя. Помимо удивительного, почти поэтического повествования, фильм является чистым визуальным наслаждением, с умелым использованием цвета, поданным в очень изобретательной и запоминающейся манере. Этот фильм во многом сформировал мое отношение к цвету, и его влияние можно увидеть во многих моих проектах.
— Как вам удается соблюдать баланс эстетики и функциональности в проектах? Есть ли какой-то секрет, благодаря которому получается сделать пространство удобным и красивым?
— Я уверен, что эстетика и функциональность одинаково важны. Хотя, конечно, есть некоторые пространства, где одно более критично, чем другое. Я стремлюсь чтобы все наши проекты были и красивыми, и удобными одновременно, что временами сложно. Но представление о том, что дизайн — это только про эстетику и красоту, а функциональность и практичность — отдельная категория, это неправильно.
Возьмем, к примеру, кухню или дизайн ванной комнаты, есть так много примеров эстетически красивых кухонь/ванных комнат, на которые приятно смотреть, но абсолютно невозможно использовать, потому что в них не сбалансированы функциональность и красота. Такие проекты — это плохой дизайн.
— В мире происходит экологизация архитектуры, человечество переходит на вторсырье, уменьшает количество вредных веществ, выбрасываемых в природу. Применяются ли в ваших проектах зеленые технологии, где вы их находите и по какому принципу ищете партнеров?
— Да, мы придерживаемся принципов устойчивости, таких как сертификация LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) для большинства наших проектов. Кроме того мы стремимся в своих проектах доказать, что биофильный дизайн может быть уместным — например Citi Wealth Hub, о котором мы уже говорили.
— Один из проектов, над которыми вы работаете сейчас — это Индиго отель в Тайване, он наполнен уникальными элементами: система сбора дождевой воды, тропы и огороды. Человечество правда устало от оживленной городской жизни и духовно возвращается к матери-природе или это только для того, чтобы сменить обстановку вокруг?
— Я думаю, оба предположения верны. Изменения происходят постоянно. Однако значимые изменения происходят тогда, когда импульс к переменам выходит за рамки стремления к новизне и становится ответом на реальную проблему или вопрос.
— В чем по-вашему заключается миссия дизайна и архитектуры в XXI веке?
— Миссия дизайна и архитектуры состоит в формировании нового опыта, который способен обогатить общество и культуру.
— Вы вошли в жюри Евразийской Премии. На ваш взгляд, что подобные независимые конкурсы дают дизайнерскому профессиональному сообществу? Ваше бюро имеет более 100 наград, что дает участие в конкурсах именно вам и MOD?
— В общем, я думаю, что международные конкурсы дают студии уникальный шанс сравнить себя с самыми лучшими в мире, и такое сравнение — полезный барометр, чтобы оценить насколько актуальны или креативны ваши проекты.
— В завершение, у вас есть возможность обратиться к участникам конкурса Евразийская Премия. Что бы вы им хотели посоветовать или пожелать?
— Я желаю участникам конкурса “Евразийская Премия” всего наилучшего. И пусть их представление о хорошем дизайне будет современным и попадающим в актуальный контекст.
Иллюстративный материал предоставлен MOD